среда, 31 июля 2013 г.

Маштабность мыслей русской души

Всегда удивляет маштаб мысли в соотношении с временем написания....

Циолковский. Литература 1934 года
НЕИЗВЕСТНЫЕ РАЗУМНЫЕ СИЛЫ

"Современная наука сильно склоняется к тому, чтобы признать механичность Вселенной. Последняя подобна часам, автомату, кино молчаливому или говорящему. С точки зрения разума, стоящего вне космоса (независимо от него), все идет определенным порядком, как заведенная машина, и идти иначе не может. Наука сначала приняла механичность для мертвой природы, например для небесных тел, потом для низших организмов, далее для высших и, наконец, для человека. Я думаю, можно принять ее и для всего космоса (т. е. и для высших существ космоса). Воля существа зависит от устройства его мозга, воспринятых с рождения впечатлений и сейчас действующих влияний. Поэтому она с точки зрения внемировой также автоматична, как часы или любой автомат. Восточный человек давно это сознал и проникся вредным фатализмом, верою в судьбу, в неизбежную будущность. Он стал равнодушным к своей личной деятельности, опустил руки и не шевелил мозгами. «Чему быть, тому не миновать», — говорим и мы, культурные люди. Я думаю, что механичность мира несомненна, хотя она и чрезвычайно сложна. Возьмем хоть человека и его поступки. Они зависят от очень многих вещей. Предвидеть их почти невозможно. На жизнь человечества, например, имеют влияние бесчисленные неизвестные нам законы природы. Разве разгадано строение атома и его частей? Ряд противоречащих друг другу гипотез не есть еще истина. Мы не знаем также обстоятельно строения, размеров, динамики и органической жизни космоса. Очень возможно влияние на нас живых существ, подобных нам, только более совершенных. Если его теперь нет, то оно может еще проявиться. Бесчисленные планеты Вселенной, несомненно, кишат ими.

Наконец, материя не сразу появилась такой плотности, как сейчас. Были стадии несравненно более разреженной материи. Она могла создать существ, нам сейчас недоступных, невидимых. Сзади нас тянется бесконечность времен. Сколько было эпох, сколько случаев для образования разумных существ, непостижимых для нас! Каково их влияние на нас, каковы их отношения между собой — мы не знаем. Есть факты, которым мы не верим, пока они не коснутся нас самих. Они говорят за вмешательство каких-то непонятных сил в человеческие поступки. Я подчеркиваю тут только сложность мира, но не отрицаю его автоматичность и его единое начало — материю. Воля человека и всяких других существ — высших и низших — есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения есть только голос Вселенной. Все от нее. Но прежде чем дать истину, она колеблется в нас между правдой и заблуждением. Приходит, однако, время, когда истина устанавливается, как она, наверное, установилась в достаточно живших мирах, т. е. почти во всей Вселенной.

Ни у одного существа ее, хотя бы превосходящего разумом человека в миллионы раз, нет воли и свободы действий с точки зрения внекосмической.

Но есть другого сорта воля — условная, человеческая и выше, которая отрицает фанатизм и сопряженную с ним бездеятельность. Под условной волей мы подразумеваем согласие желаний и намерений существа с его поступками или с его работами. Такая воля есть. Ее существование нисколько не противоречит механичности Вселенной. В говорящем кино мы видим людей, которые вполне согласуют свои мысли и намерения со своими поступками. Разве такое кино не может быть — кино, изображающее людей с сильной, даже безукоризненной волей. Тем не менее мы отлично знаем его автоматичность и зависимость от человека.

Такова же и воля последнего, вполне зависящая от Вселенной с ее атомами.

Есть люди с сильной волей и без воли, как есть больные и здоровые. Для человечества нужны люди с волей, как нужны здоровые, а не больные. Фаталист есть больной. Он должен вылечиться или остановиться в размножении, чтобы не дать безвольное потомство. Ложь и заблуждение — такое же проявление Вселенной, как и правда. Это выражает только процесс развития существ, который происходит постепенно. Но он должен кончиться. Наступит правда на Земле, и тогда мы услышим из уст выросшего сознательного существа установившийся голос Вселенной. Этот голос давно шумит во всем космосе, и есть преобладающий знак истины. Земля сейчас еще до нее не доросла, вследствие ее младенческого возраста.

Наша условная воля создана Вселенной. Истинная же абсолютная воля и власть принадлежат космосу и только ему одному. Он единый наш владыка. Но мы должны жить так, как будто тоже имеем волю и самостоятельность, хотя и то и другое не наше. В противном случае получится лень, фанатизм, бессилие и ничтожество. Но мы должны помнить, что, помимо нашей условной воли, есть высшая власть Вселенной. Потому-то наша воля, стремления, желания, как бы они прекрасны не были с нашей точки зрения, частенько не осуществляются. Они натыкаются на препятствия, которые мы не в силах одолеть. Это препоны со стороны космоса. В таком случае не нужно унывать, а следует утешать себя тем, что не настало еще время для исполнения наших желаний, что надо еще бороться, что самые наши желания могут быть ошибочны с высшей точки зрения и что надо еще их проверить.

Власть Вселенной проявляется ярче всего организациею живых разумных существ. Но и она ограничена, как бы ни была высока и могущественна. На Земле имеем власть человека. Но как она еще слаба! Космос то и дело ставит ему преграды. Это и понятно, потому что происходит по ее несовершенству, по ее младенческому состоянию. Мать не дает младенцу утонуть, упасть с крыши, гореть, погибнуть. Но она позволяет ему слегка ушибиться или обжечься, чтобы он выучился ловкости, приобрел знание и осторожность, необходимые для существования. Так поступает и космос с человечеством. Воля последнего не исполняется и ограничивается, пока оно еще не выросло и не достигло высшего разума.

На других созревших планетах больше свободы, больше воли. Там космос проявляет себя ярче. Миллионы миллиардов (1015) планет достигли полного развития и пользуются свободой. Их воля почти согласуется с абсолютной волей Вселенной. Их техническое могущество в связи с их общественной организацией сделало их владыками мира. Через них космос и проявляет свою власть. На каждой совершенной планете один выборный президент, выражающий волю народа. Каждая солнечная система — а их миллиарды миллионов — также имеет своего верховного представителя. Группы солнц объединяются своим президентом. Каждый млечный путь (миллиарды солнечных систем) тоже. Может быть, имеет объединение и Эфирный остров (собрание млечных путей). Что же видим! Власть сознательных существ объединяется председателями планет, солнечных систем, звездных групп, млечных путей, эфирных островов и т. д. Какая это могущественная сила, мы и представить себе не можем! Невероятно, чтобы она не имела влияния на жалкую земную жизнь. Невозможно, чтобы мать не поддерживала, не хранила младенца. Так и Земля не может быть предоставлена вполне самой себе. Некоторая степень самостоятельности ей оставлена только для приобретения опыта, для достижения совершенства (только не для гибели).

Но кроме миров, подобных человеческим, возможны миры из веществ иных плотностей и иных размеров. Про размеры говорил Фурнье д'Альба. Сущность его мыслей в том, что каждый атом или его часть может быть таким же сложным миром, как Земля с ее жителями или как любая солнечная система. Также и каждый млечный путь или их группа, т. е. Эфирный остров, может быть не более как атом какого-нибудь гигантского существа или мертвого предмета (например, орудия существа, атом гигантской планеты, солнца и т. д.). Проверить фактически эти мысли нельзя, но они не составляют нелепости и, может быть, согласуются с истиной, которая, однако, никогда не может быть подтверждена нами. Все же эти мысли утешительны, ибо говорят о всюду распространенной жизни (и касаются нашего будущего). Еще ребенком я думал, что звезды суть атомы какого-то гигантского существа. Да и кто из нас этого не думал.

Перейдем к другим идеям, проверка которых возможнее. Сейчас нам известны 90 простых тел, из которых составлены все предметы космоса: от Солнца и планет до живых существ. Но наука непрерывно подходит ко все большей и большей сложности атома. Прежде, например, вода считалась элементарным телом, состоящим из целых частиц. Но век тому назад оказалось, что частицы ее составлены из атомов. Теперь нашли, что и атомы делимы и составлены из меньших частиц — протонов и электронов. Есть уже намек на то, что и последние составлены из еще меньших частиц — эфирных. Делимость материи, вероятно, беспредельна. Теперешняя материя была когда-то проще и состояла из других более легких условных элементов. Дециллионы дециллионов лет тому назад — еще проще и т. д. без предела. Все бесконечное время мысленно разделяем на периоды, каждый из которых занимает дециллионы дециллионов лет и содержит свою материю — чем дальше назад, тем более разреженную, и свои живые существа — чем дальше назад, тем менее плотные."

вторник, 2 июля 2013 г.

№1

"....Сломали твой Камелот рыцарь? Даже еще не сломали. Вывернули наизнанку. Опорочили.
Слишком много людей впустил. Слишком многое им позволил.
Свободы хотел для всех. Не бывает такой свободы.
Воля для одного, аркан другому.
Поэтому ничего не строй. В тебе все, рыцарь. Внутри.
Когда гореть начнет по настоящему, себя не потеряй.
Это были только камень и доски. Твой замок в тебе.
Сохранишь, соберешь почестям, воздвигнешь новый. Хоть на том же месте. Да мародерствовать не позволяй. Слишком красивая была мечта. Светлая.
Не в городах величие. В людях.
Настоящий бой еще впереди. А это просто, гарь.
Не раскисай, щит выше, тверже в коленях, строй не дай сломать. Выстоим.
Настоящий воин ценит не саму цель, а дорогу к ней. Какой бы извилистой, тернистой и опасной она не была.
Конец пути, конец и смыслу его жизни.
Поэтому, даже после тяжелых поражений, боли, утраты и разочарований. Он снова и снова встает с колен, поднимает свой меч, идет вперед.
 В этом его природа. В этом и заключается вся сущность его духа. Бой его, продолжается....."

воскресенье, 3 марта 2013 г.

Люди как люди


«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
…..
Очень жаль. Мы стали измерять жизнь не в людях,  а в литро-рублях.     
Мы побежали прочь от тех кто  заставлял нас улыбаться по-настоящему. Мы обжигаемся об людей говорящим нам гадости, преподнесенные как данность свыше, и что нам, это надо терпеть, понимать и пропускать через себя. Где мы, которые смеялись с мелочей, ржали с катастрофических вещей и делали глупости набирая снег в изрезанные линиями судьбы руки? Мы садимся, что бы отдохнуть, а при этом скукоженно думаем "о себе" и "о завтра". Мы те,  кто заглянули в микрокосмос, сказали себе "ого!" и продолжали спускать с курка свинцовый дождь по тем, кто просто не знает наших обычаев, традиций и языка. Но если в позорной стрельбе по себе подобным нам удалось прикрыться чьими-то идеями, то пробегая впопыхах мимо лежащего на земле человека - мы просто прикрываемся видом занятости, видом высокомерия и статуса в обществе, которое мы построили сами...
В нас исчезла простота. Ещё наше самолюбие стало измерять жизнь наличие пластиковых окон, это стало даже каким-то культом....
Рядом в автомобиле сидел человек и рассказывал каскадом одни истории за другими. Всех их прошивала одна нить: служба на каком северном полуострове, в какой-то образцово показательной  части совдеповского переуди. Я всегда почему-то испытывал трепетные и душещемящие слабости к советской армии и фильмам этой же тематики начала 60ых-конца 80ых. Истории его были хорошие, простые, незатейливые. О том, что давали спирт для протирания секретных радиолокационных установок, но в итоге оказывалось, что для этих целей с легкостью подходит и одеколон. О том,  что удар электрическим током в номиналом больше 380 вольт вызывает эффект схожий с эффектом прибивания с женщиной. О том, что во время очередной утренний пробежки вдоль берега моря, был обнаружен  тюлень, который был завернут в шинель и доставлен в расположение части, для ознакомления, вновь прибывшего молодняка с разных уголков социалистической страны, с местной фауной.  Естественно голодные глаза растущего поколения первым делом предложили подать его на сковородке к текущему обеду, но справедливые дедушки отнесли его обратно к матери природе....
За окно мелькали заснеженные ели и в моей голове стало понятно только одно, что к фразе Булакова следует добавить "...а многих и  нет…"



вторник, 19 февраля 2013 г.

Заманчивое предисловие из "О дивный новый мир". Олдос Хаксли.


«…Затяжное  самогрызенье,  по согласному мнению всех моралистов, является занятием самым нежелательным. Поступив скверно, раскайся, загладь, насколько можешь, вину и нацель себя на то,  чтобы в следующий раз поступить лучше. Ни в коем случае не предавайся нескончаемой скорби над своим грехом. Барахтанье в дерьме - не лучший способ очищения.
     В искусстве  тоже  существуют свои  этические правила,  и многие из них тождественны или, во всяком случае, аналогичны правилам морали житейской.  К примеру,  нескончаемо  каяться,  что  в  грехах   поведения,  что  в  грехах литературных, - одинаково малополезно. Упущения следует выискивать и, найдя и признав, по возможности  не повторять их в будущем. Но бесконечно  корпеть над изъянами двадцатилетней  давности,  доводить  с помощью заплаток  старую работу  до  совершенства,  не  достигнутого  изначально,  в  зрелом возрасте пытаться  исправлять  ошибки,  совершенные  и  завещанные  тебе  тем  другим человеком, каким ты был в  молодости, безусловно,  пустая и напрасная затея......"


суббота, 16 февраля 2013 г.

Едем? Да, нет?))

…..
…Мы гордо стоим на перроне. Чего ждём? Поезда, который увезёт нас туда, где нам будет, не просто хорошо, а там где за нас ещё и подумают. На этом перроне много людей, но туман который устилает его, растворяет стоящих рядом. Тяжело понять, кто пришёл проводить; кто просто рад тому, что снег в этом году мягче обычного; кто теребит свой билет в надежде не упустить поезд мечты; кто-то божественно красив; у кого на руках просто плачущий ребёнок; кто верит правительству, как тот плачущий ребёнок; кто-то перед выходом из дома вкусил на шершавый язык лимон и причавкивая им побрёл вдоль узких и убаюкивающих улиц; а кто-то спешит на заброшенно-заснеженную дачу, где в погребах таяться хрустящие грибы грузди и сочные заливные ябочки в сене, а ведь есть и те, кто стоят и думаю о себе или о тех кто им и в самом деле дорог.
Когда же на станцию без имени и отчества приходит красавец дымоходный рельсовый владыка, мы вваливаем свои тельца дабы сесть поуютнее, что бы жрец увёз нас в пункт назначения. А от пункта А до типового пункта Б, у нас есть время подумать. Подумать о тех, кто нам и в самом деле дорог, о тех, кому не безразлична наша судьба. Наши мысли путают друг друга как школьные мальчишки-забияки. Одни главенствуют над другими, они решают, как нам поступить. И вдруг, в окне может мелькнуть знакомый силуэт. Знакомая и милая сердцу картина, по которой разум узнает местность и отречётся на какое-то время от своих мыслей….
На перроне свежий воздух октября протрезвит пьяный разум от тепла и дремы.
…..
Вся жизнь погоня за теми кто может сказать: «Хочешь, поехали? Хочешь, оставайся!»